Проектирование торговых центров: этапы разработки и особенности
ТЦ (торговые центры) — важный элемент инфраструктуры и экономики современного города. Они являются местом сосредоточения большого количества людей, поэтому должны полностью соответствовать нормам безопасности. Проектирование торговых центров должно быть ориентировано на эффективное использование возможностей здания и территории, иметь тщательно продуманную планировку, экономическую целесообразность и учитывать множество других факторов.
Классификация торговых центров
На разработку проекта влияет разновидность ТЦ. Их существует несколько типов:
- Микрорайонные — небольшие комплексные торговые сооружения, рассчитанные на людей, проживающих в радиусе 500-600 м. Основой является крупный продуктовый магазин или супермаркет. Площадь помещения редко превышает 10 000 кв. м.
- Окружные обслуживают жителей нескольких соседних районов, которые могут доехать до ТЦ за 20-30 минут. Основными (якорными) арендаторами являются супермаркеты, магазины-склады или компании, занимающиеся продажей по каталогам. Средняя площадь — 10-30 000 кв. м.
- Региональные — крупные ТЦ, обслуживающие покупателей, которые проживают в радиусе 25 км. В таком торговом центре обязательно размещаются: гипермаркет, дискаунтер или магазин с низкими ценами, бутик модной одежды. Якорные арендаторы занимают приблизительно половину торговой территории. Площадь помещения в среднем составляет 30-75 000 кв. м, реже до 100 000.
- Суперрегиональные ТЦ отличаются максимально широким разнообразием товаров. Ключевыми арендаторами являются универсальные магазины. Площадь не менее 75 000 кв. м. Обслуживают покупателей, проживающих в радиусе 50 км.
Существуют и другие разновидности ТЦ, но они встречаются реже.
Проект ТЦ разрабатывается с учетом особенностей и типа будущего здания. Требуется подробно продумать размещение здания, входы/выходы, планировку торговых помещений и т. д.
Проектирование технических и архитектурных моментов
Архитектурно-техническое проектирование основывается на ТЗ (техническом задании), в котором прописываются ключевые характеристики, тип ТЦ, число торговых площадей и другие нюансы. На данном этапе учитываются важные факторы:
- эффективное размещение помещений под аренду;
- регулирование потоков людей в здании;
- простота доступа к верхним этажам и удаленным частям ТЦ;
- оборудование под нужды людей с ограниченными физическими возможностями;
- обеспечение доставки товаров, складирования, утилизации мусора и других технологических и торговых процессов;
- наличие удобной парковки, близость маршрутов общественного транспорта;
- соответствие внешнего и внутреннего дизайна основной концепции здания.
Непосредственно архитектурная концепция включает:
- разделение территории ТЦ на зоны;
- благоустройство помещения;
- принцип размещения сооружений внутри и снаружи здания;
- схему транспортных потоков;
- составление подробной 3D-модели.
Дополнительно разрабатываются схемы подключения коммуникаций, определяется оптимальный способ экономии электроэнергии, уровень безопасности для окружающей среды и выбираются системы видеонаблюдения и пожарной сигнализации, оповещения о чрезвычайных ситуациях. Без профессионального проектирования невозможно организовать процесс строительства и открытия ТЦ.
Основные принципы проектирования зон и планировки внутреннего пространства
Чтобы стимулировать желание посещать ТЦ, необходимо создать интересный, безопасный и привлекательный облик здания. Планировка должна способствовать максимально длительному пребыванию потенциальных покупателей на территории ТЦ.
Ключевые правила распределения зон и планировки:
- Выбор правильной формы. Оптимальным вариантом считается устройство в виде атриума, поскольку так доступ ко всем торгово-развлекательным помещениям открывается в равной степени.
- Правильное зонирование подразумевает стандартное разделение на следующие области: 40-50% занимаются якорными арендаторами (крупные, известные бренды), 10-20% отдается под модные бутики и небольшие павильоны, около 30% может быть использовано под развлекательные компании, на фуд-корт остается в среднем 5%. Технические и административные помещения, склады располагаются в отдельных частях здания. Доступ к ним закрывается для посетителей. Зоны отдыха и фуд-корты рекомендуется размещать так, чтобы доступ к ним был одинаково удобен из любой точки ТЦ.
- Разумное и рациональное использование доступных площадей. Пространство должно быть оптимизировано, чтобы соответствовать представлениям об удобстве, практичности и не противоречить законодательным нормам.
- Продуманная навигация обеспечивает правильное распределение движения потоков посетителей. Главным принципом является удобство для покупателя, чтобы человек быстро находил нужный ему объект.
- Отсутствие отдаленных зон, доступ к которым затруднен. Если избежать подобных «уголков» не получается, необходимо продумать дизайнерские решения, привлекающие внимание людей к месту с затрудненным доступом.
- Приятная атмосфера способствует покупательскому росту. Освещение не должно быть слишком ярким или тусклым, полы не могут быть скользкими, лестницы и лифты нужно размещать в разных частях ТЦ. Музыкальное сопровождение должно быть нейтральным, ненавязчивым и спокойным.
- Регулирование количества посетителей на этажах играет большую роль. Нельзя, чтобы люди концентрировались только на нижних этажах. Поэтому нужно организовать вертикальную доступность, включающую несколько лифтов, лестницы и специальные подъемники (эскалаторы, траволаторы).
- Акцентирование внимания с помощью ярких элементов декора, дизайна необходимо, поскольку посетители легче запоминают место расположения торговой точки, а не конкретный магазин или бутик. Для привлечения внимания используются яркие таблички, плакаты, фотозоны и т. д.
При соблюдении основных правил планирования оптимизировать пространство торгового центра не составит труда. Продуманное и рациональное зонирование повышает эффективность и торговый оборот.
Этапы проектирования ТЦ
Строительство торгового центра требует внушительных финансовых вложений, тщательной проработки нюансов, чтобы инвестиции окупились. Компания «Геоспектр-7» предлагает комплексное проектирование торговых центров, включающее следующие этапы:
- Создание эффективной архитектурной концепции, учитывающей потоки движения посетителей. Зонирование парковки, составление схемы расстановки и движения грузового и легкового транспорта. Вычисление необходимого количества парковочных мест. Составление планов этажей и фасадов. Эскизный проект и трехмерная модель будущего здания прилагается к архитектурной концепции.
- Подготовка и согласование СТУ (специальных технических условий), необходимых для строительства ТЦ. Получение разрешительных документов в соответствующих государственных органах.
- Сбор полного пакета документов для передачи на экспертизу: генплан организации земельного участка, системы внутреннего электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, технологические и архитектурные решения, вентиляция, сеть связи и т. д.
- Разработка и получение документации для осуществления строительных работ: генплан, архитектурные и конструкционные решения, электроснабжение и освещение, канализация и водоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование, противопожарные системы.
- Всесторонний контроль строительного процесса с предоставлением регулярной отчетности о проделанной работе.
- Дизайн общественных зон и декоративной подсветки торгового центра включает: зоны входов, атриумы, санузлы, малые архитектурные формы, галереи и витрины, фуд-корт и т. д.
При необходимости компания оптимизирует проектные решения, созданные сторонними разработчиками. Повторная оплата проектирования не требуется, анализ и корректировка производится бесплатно. Заказчик берет на себя погашение госпошлин за повторную экспертизу и сбор документов.
Стоимость услуги по разработке проекта ТЦ
Итоговая стоимость работы зависит от множества факторов:
- числа разделов проектной документации;
- общей площади торговых помещений;
- расположения и инфраструктурных особенностей сооружения;
- этажности здания;
- функционального назначения;
- наличия паркинга;
- материалов, использованных для строительства;
- сроков реализации проекта.
Архитектурно-строительный проект специалисты компании «Геоспектр-7» подготавливают в течение периода от 10 рабочих дней в зависимости от сложности и объема работ. Стоимость услуги начинается от 300 гривен за кв. м. Цена строительства ТЦ стартует от 12 000 грн за кв. м.
Проектно-инженерная компания «Геоспектр-7» успешно работает на украинском рынке более 9 лет. За это время удалось сформировать положительную репутацию, широкую партнерскую сеть и клиентскую базу. Профессионализм сотрудников, высокотехнологическое оборудование и строгое соблюдение требований заказчика и сроков — основные преимущества «Геоспектр-7».
Менеджеры компании бесплатно проконсультируют по интересующим вопросам, сориентируют по цене и помогут оформить предварительный заказ. Чтобы получить консультацию специалиста, звоните по телефонам +38(068) 370-07-70, +38(050) 370-07-70 или +38(073) 370-07-70.